Фермеры давно ждут инвестиции
Фермер из Коломны, владелец агротуристического хозяйства «ЭкоДеревушка» Сергей Балаев обсудил тему развития подмосковного крестьянства с ведущим «Коммерсантъ FM» Петром Косенко.
— Как вы считаете, насколько оправданы такого рода, характера и объема инвестиции в строительство фермерского хозяйства, этой цепочки от производства до реализации?
— На самом деле, все фермеры давно ждут, когда кто-то начнет реализовывать такие проекты. Потому что всем известно: в сети попасть очень сложно и практически невозможно. Я бы был рад, если бы такой проект появился. Но есть некоторые моменты, которые нужно учесть при строительстве и при эксплуатации, точнее, когда фермеры начнут торговать. Дело в том, что арендная ставка должна быть минимальной, по возможности. И если есть возможность организовывать сбыт продукции без участия самих фермеров, чтобы фермеры занимались выращиванием или просто сдавали свою продукцию под личным контролем, естественно, и качества своей продукции, и кто будет продавать. В таком случае, я думаю, заполняемость таких торговых мест будет велика.
— Раньше речь шла о создании сети — проект «Фермер Подмосковья», около 50 торговых точек. Тем не менее, насколько стало известно позднее, под этот проект инвестора так и не удалось найти. Это очень странно выглядит по одной простой причине: мне кажется, что спрос на такого рода продукцию достаточно высок, и, казалось бы, эта вещь достаточно выгодная. В чем здесь подводные камни?
— Если мы посмотрим на все фермерские магазины, которые находятся в Москве — я имею в виду не сетевые, а фермерские рынки, — то мы с вами обнаружим, что фермеров там 1%, их практически нет. Возможно, инвесторов такие вещи пугают, что там будут именно перекупщики. Но я со своей стороны с удовольствием бы проконсультировал на стадии строительства, я бы рассказал о нюансах проблемы, потому что мы постоянно встречаемся — у нас сотни фермеров, друг с другом общаемся. В общем, я бы с удовольствием помог и подсказал бы, каких вещей можно избежать на стадии запуска этого проекта.
— Давайте прямо сейчас начнем онлайн-консультацию в прямом эфире. С какими рисками, на ваш взгляд, господин Лебедев может столкнуться при развитии этого проекта от выращивания и до продажи?
— Как я уже сказал, самый основой риск, что сами фермеры туда не пойдут, а пойдут какие-то непонятные посредники — взвинтят цены, и опять смысла не будет в таком рынке, потому что будут большие цены. В общем-то, нужна встреча с самими фермерами, взаимодействие, нужно выслушать те проблемы, которые возникают у них. Но мы с вами знаем, что во всем мире фермер выращивает, он не занимается сбытом. И если бы мы могли построить такую систему, причем сообща, во взаимодействии, и те, кто могут инвестировать в такие проекты, и те, кто могут вырастить, и на правительственном уровне, и в том числе и СМИ, если мы все вместе это сделаем, мы сможем накормить наше население нормальным качеством продуктов и недорогим.
На самом деле, за те полтора-два года, в которые идет развитие сельского хозяйства, нам много помогает государство, на самом деле много. Хотя, конечно, как всегда, этого не хватает. Но люди начинают сталкиваться с проблемой сбыта. И есть предложение от каких-то торговых ярмарок с тем, чтобы мы выставились. Опять же, это бывает ярмарка выходного дня. А в субботу и воскресенье торговать и пять дней не работать невозможно, потому что нужно платить зарплату продавцу. Есть рынки, где есть продажи, действительно есть. Но аренда заоблачная, и фермер должен выставлять стоимость продукции достаточно дорого.
Самый важный момент — это тот человек, который будет продавать. Если в новом проекте будут учтен момент, что фермеры будут просто сдавать свою продукцию и, допустим, один человек будет продавцом на десять молочных фермеров, или один продавец будет на 10 фермеров, выращивающих помидоры, огурцы и все остальное, фермеры будут скидываться на эту зарплату, а сам рынок или торговое место будет это контролировать, взаимосвязь и взаимодействие, я думаю, этот проект очень будет успешный — все пойдет. Потому что покупателя же невозможно обмануть. Видно, когда вы на рынок приходите и из десяти человек один фермер — вы его увидите. Я не хочу сказать, по лицу, но по поведению, по продукции, много факторов. И люди, слушающие нас, это знают.
— Хорошо. Какие, на ваш профессиональный взгляд, сейчас ниши в производстве фермерских товаров, что называется, самые востребованные? Чего больше всего не хватает в нашем московском регионе в точки зрения наполнения рынка?
— Не хватает качественной молочной продукции. Причем именно качественной. Какого-то фальсификата с пальмовым маслом, я думаю, достаточно. Я вам больше скажу, что качественная молочная продукция сейчас и стоит не дороже, чем фальсификат, но невозможно произвести фермеру в одиночку эту продукцию, потому что нужна какая-то перерабатывающая часть. Нужно объединяться в кооперативы и строить производство. И остальные фермеры будут выступать в качестве «давальщицкого» сырья, или же у этого производителя также контролировать, какая продукция идет из его сырья. Можно под своим названием также его выпускать. И тогда уже, может быть, попадать в сети, в какие-то другие места. У нас самый важный момент — именно переработки. Мы — как какие-то школьники. «Дети, мы сейчас обучаемся производить качественный продукт под названием сыр». И у многих он уже получается. Но нужно делать скидку, что нам отцы, деды и прадеды не передавали по наследству фермерский бизнес — мы только-только зарождаемся.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2996683